Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Рынок труда в масштабах региона и страны играет особую роль, определяя потенциал развития отдельных территорий и государства в целом. Безработица является социально-экономическим явлением, суть которого заключается в том, что часть экономически активного население, желающее работать, не может найти работу. В Российской Федерации официально зарегистрированная безработица имеет устойчивую тенденцию к снижению в течение последних лет. Но экономический кризис заставляет предприятия пересматривать существующую кадровую политику. Производя уменьшение количества существующих единиц в государстве, это сокращает рабочее время, зарплаты, стимулирует отправку сотрудников в неоплачиваемый отпуск.
Тем не менее, стоит отметить, что официальная статистика не меняется, и она основана на «выборке» населения, исключая всех граждан России. Кстати в России много граждан, которые не имеют формальной занятости, и данных о них тоже нет. Росстат (Федеральная служба государственной статистики в России) является основным агентством по статистике в России, которая не учитывает в своих отчетах упомянутые факты и может вносить искажения в реальную ситуацию с безработицей в стране.
Таким образом, данные официальной статистики и фактические данные по безработице отличаются значительно, что свидетельствует об актуальности проблемы в нашей стране. Это подтверждается количеством запросов слово «работа» и количество ответов на эти запросы крупнейшего поискового ресурса Яндекса. Статистика за двухлетний период свидетельствует об определенном росте общей активности граждан Российской Федерации в поиске работы. Возникает необходимо изучить проблему безработицы, поскольку она является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, уровень жизни населения, эффективность хозяйственной деятельности государства.
В системе экономических отношений невозможно обойтись без такого специфического товара, как рабочая сила. Рынок труда (так чаще всего называется этот компонент экономики) является важнейшей сферой политической и социальной жизни общества. Именно здесь фиксируются условия занятости и вырабатываются ставки по заработной плате. Естественно, рынок рабочей силы основывается на спросе и предложении, как и любой другой.
Степень разработанности темы исследования. Основоположниками разработки теоретических принципов регулирования занятости являются представители экономической зарубежной науки: А. Смит, Д. Рикардо, Дж. Кейнс, П. Самуэльсон, Ф. Хайек, К. Маркс и др. В их работах приведены основные закономерности развития рынка труда, особенности регулирования и условия прогнозирования.
Среди российских авторов, занимающихся исследованием занятости и принципов признания граждан безработными можно рассматривать работы А.Н. Ананьева, Б.Д. Бреева, Н.А. Горелова, А.Я. Кибанова, И.С. Масловой, А.И. Рофе, Л.И. Старовойтовой, С.Г. Струмилина, А.В. Топилина и др.
Среди современных авторов, формулирующих концептуальные основы получения статуса безработного и правового обеспечения пособия по безработице, следует выделить Д.С. Баеву, Т.П. Матвееву, И.В. Козлову, Ю.М. Семашину и А.С. Курушину, М.Р. Фаренгорст, О.Ю. Шибаршину, А.В. Яковлеву и В.Д. Голендухину. Однако обозначенные выше авторы рассматривали тему пособия по безработице в своих работах через призму различных отраслевых наук. Вышеизложенное свидетельствует о том, что в настоящее время назрела необходимость в комплексном межотраслевом исследовании правового регулирования пособия по безработице.
Объект исследования – социальные гарантии безработным.
Предмет исследования – особенности регулирования социальных гарантий гражданам, признанных безработными в Российской Федерации.
Цель работы состоит в изучении условий и порядка обеспечения социальными гарантиями граждан, признанных безработными.
Достижение поставленной цели предполагает последовательное решение нижеперечисленных задач:
определить понятие безработицы, условия признания гражданина безработным; правовые особенности реализации прав граждан, оставшихся без работы;
Проанализировать социальные гарантии государства гражданам, которые признаны безработными.
В работе использованы методы теоретического исследования, статистического анализа, нормативно – правового метода и метода синтеза полученных результатов.
Информационной основой исследования стали материалы средств массовой информации, данные Федеральной службы государственной статистики России, отчеты и доклады о государственной системе регулирования занятости и пр.
Практическая значимость: результаты курсовой работы могут быть использованы студентами для подготовки к практическим и семинарским занятиям, учеными, занимающимися разработкой схожей научной проблематики, для систематизации и обобщения материала.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ БЕЗРАБОТИЦЫ, УСЛОВИЯ ПРИЗНАНИЯ ГРАЖДАНИНА БЕЗРАБОТНЫМ; ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ГРАЖДАН, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ РАБОТЫ
1.1. Понятие безработицы, условия признания гражданина безработным
Безработица – это неотъемлемый атрибут рыночной экономики. Она представляет собой состояние, когда часть трудоспособного населения ищет работу, но не может ее найти. Для экономики это означает, что имеющиеся ресурсы используются не полностью, поэтому теряется процент валового продукта [23, C. 49].
Существует два подхода к контролю безработицы. Кейнсианцы настаивают на регулировании рынка труда через кривую Филлипса, но после спада 1969–1971 годов закономерность перестала срабатывать. Для того чтобы объяснить эту ситуацию, нужно было понятие фрикционной и институциональной безработицы, ввел его в научный оборот Милтон Фридмен. Он взял за основу модель чистого рынка Вальраса. В ней безработица носит исключительно добровольный характер. Фридмен пошел еще дальше. В его модели естественная безработица – это институциональная безработица плюс фрикционная. К первой относят изменения, связанные с переездом или приобретением новой специальности. «Фрикционная безработица — это безработица, связанная с затратами времени на поиск работы. Фрикционная безработица возникает при поиске работы после увольнения, при добровольной смене работы, при временной потере сезонной работы и при первом поиске работы молодежью».
Институциональная безработица, по Фридмену, возникает из–за функционирования профсоюзов и вмешательств в экономику государства. Естественный уровень составляет около 6 %. Попытки снизить его приводят к инфляции, а бороться государство может только с вынужденным нетрудоустройством. К факторам, вызывающим институциональную безработицу, относят, по мнению Фридмена, пособия, поэтому нужно не увеличивать их, а улучшать осведомленность населения о вакансиях.
Если человек ищет работу, но не может получить место, которое он хочет, то ему придется продолжить жить на пособие. Если он не может найти должность, на которой ему бы платили так много, то ему придется пересмотреть свои требования. Если он этого не сделает, то останется безработным. Человеку свойственно хотеть большего. Если у него есть надежда, что ожидание поможет ему найти работу, на которой будут платить больше, то он продолжит поиски. Если бы полное использование производственных мощностей и ресурсов было возможным, то людям пришлось бы снизить свои требования. Если часть трудоспособного населения, взвесив за и против, решает жить на пособие, то это связано с функционированием рынка.
Рассмотрим примеры функционирования рынка, которые могут привести к бездействию части нетрудоспособного населения. Среди них: Вера людей в то, что со временем они найдут более прибыльную работу рядом с местом жительства и в сфере, которая им больше нравится. В этом случае человек избегает лишних трат на проезд и неудобств, связанных с работой в других секторах экономики. При этом нужно понимать, что людям, у которых есть собственное жилье, обычно требуется больше времени, чтобы найти работу. Менее подвижными также являются женатые. Нужно понимать, что свободное время может быть использовано для совершенствования своих способностей. Поэтому потеря денег из–за отсутствия работы может сполна окупиться в будущем, особенно в некоторых профессиях. И часть трудоспособного населения может сделать выбор в пользу временного нетрудоустройства. Есть профессии, спрос на которые во многом зависит от сезона. Соответственно, изменяется и зарплата. Часть квалифицированных работников может не желать продавать свои способности в «низкий» сезон. Пособие для них выглядит предпочтительнее. Особенно учитывая тот факт,
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197- ФЗ (ред. от 09.12.2021). // Парламентская газета. –2002. № 2-5
2. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 N 1032-1, электронная справочная правовая система КонсультантПлюс URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_60
Специальная литература и учебники
3. Адриановская Т.Л., Баева С.С., Сапожникова Н.И. Право социального обеспечения. Институт социального обслуживания. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Юриспруденция» / Москва, 2019. 159 с.
4. Ананченкова П.И. Профессиональное обучение безработных в системе службы занятости населения / П.И. Ананченкова, М.Ю. Кузнецов // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. - 2016. - № 47. - С. 176-183
5. Апрелкин Р.Д. Проблемы в правовом регулировании социальной защиты граждан от безработицы // Приоритетные направления развития науки и образования. сборник статей VII Международной научно-практической конференции: в 2 ч. 2019. С. 98-100.
6. Баева Д.С., Гладкова Е.О., Кобылинская С.В. Международный опыт регулирования пособий по безработице // Актуальные проблемы современной науки в 21 веке. сборник материалов X Международной научно-практической конференции. 2016. С. 145-146.
7. Баева Д.С., Гладкова Е.О., Кобылинская С.В. Международный опыт регулирования пособий по безработице // Актуальные проблемы современной науки в 21 веке. сборник материалов X Международной научно-практической конференции. 2016. С. 145-146.
8. Безработица в России выросла до максимума за восемь лет [Электронный ресурс] // Доступ: https://www.rbc.ru/economics/19/06/2 020/5eecd9db9a7947e77b3bc058 (Дата обращения: 22.07.2021).
9. Безработица и её виды [Электронный ресурс]. URL: https://student.zoomru.ru/trud/bezrabotica-i-ee-vidy/165868.1353809.s1.html
10. Буянова М.О. Трудовое право. Особенная часть: учебник для вузов. / М.О. Буянова. – М.: Издательство Юрайт, 2021. 542 с.
11. Ватян А.Г. Выплата пособия по безработице: анализ судебной практики // Актуальные проблемы гражданского и административного судопроизводства. Материалы межвузовской научно-практической конференции. Под редакцией С.В. Потапенко. 2019. С. 189-193.
12. Ерлинг А.В. Понятие трудоустройства и отношений по трудоустройству. / А.В. Ерлинг, Д.Д. Соловьев. // MODERN SCIENCE. – 2020. № 2-1. 157-160 с.
13. Кобелева Е. А. Анализ развития малых форм хозяйствования на примере Краснодарского края // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 2746–2750.
14. Козлова И.В., Прохорова А.П. Юридические факты, влияющие на размер пособия по безработице и сроки его выплаты // Агрофорсайт. 2020. № 1. С. 9.
15. Матвеева Т.П., Кузнецова Н.В., Рябова О.А., Кузнецова Н.А. Пособие по безработице - как помощь государства: сравнительный анализ // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2020. № 1. С. 149-154.
16. Международные трудовые стандарты и российское трудовое право: перспективы координации: монография / Э.Н. Бондаренко, Е.С. Герасимова, С.Ю. Головина и др.; под ред. С.Ю. Головиной, Н.Л. Лютова. М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2016.) [Электронный ресурс] // Доступ: СПС «КонсультантПлюс Проф».
17. Меры социальной поддержки и льготы безработным гражданам. [Электронный ресурс]. URL: https://liga-lift.ru/kompensacii/mery-socialnojpodderzhki-bezrabotnyh-grazhdan.html
18. Мигел А.А., Крыгина Е.С. Взгляд на размер пособий по безработице и формирование условий по их получению // Направления социально-экономического развития региональной экономики. материалы международного научно-практического «круглого стола». 2016. С. 165-169.
19. Павловская О.Ю. Актуальные вопросы правового обеспечения трудовой занятости и организации трудоустройства в современной России: монография. / О.Ю. Павловская. – М.: РУСАЙНС, 2016. 144 с.
20. Размеры максимальной и минимальной величины пособия по безработице [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_115258/76d57c0dcc2c1f4beff ba4a83e0066a7d65292ee/
21. Семашина Ю.М., Курушина А.С. Безработица в СССР и современной России // Научный альманах. 2019. № 5-1 (55). С. 67-68.
22. Серова А.В. Отношения по трудоустройству у данного работодателя как вид отношений, регулируемых трудовым правом: автореф. дис. ... к.ю.н. / А.В. Серова. – Екатеринбург, 2016. 30 с.
23. Статистика Федеральной службы государственной статистики, официальный информационный портал URL: https://rosstat.gov.ru/folder/313/document/80528
24. Фаренгорст М.Р. Проблема безработицы в Финляндии на современном этапе и пути ее решения // Актуальные вопросы региональных и международных исследований. Материалы V региональной студенческой научно-практической конференции на иностранных языках с международным участием. 2018. С. 85-92.
25. Федеральная служба государственной статистики. Данные о занятости и безработице [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/313/document/80528
26. Формы и методы социальной поддержки безработных [Электронный ресурс]. URL: https://studopedia.ru/10_169756_formi-i-metodi-sotsialnoypodderzhki-bezrabotnih.h
27. Шибаршина О.Ю. К вопросу о динамике показателей безработицы в России // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 1 (35). С. 292-298
28. Яковлева А.В., Голендухина В.Д. Система добровольного страхования от безработицы в Дании // Экономика и предпринимательство. 2018. № 4 (93). С. 107-113.